ЧП с захватом заложников в столичном банке завершилось без жертв. Но подобные ситуации могут вспыхнуть еще, говорят эксперты.
Первой мыслью многих казахстанцев после получения сообщения о воскресном происшествии в столичном филиале Kaspi банка было «довели человека». И хотя в данном конкретном происшествии причиной была вовсе не закредитованность захватчика, проблема остается на повестке. Какие именно и как их надо решать – «Голос народа» обсудил сложную тему с экспертами.
От бедных до состоятельных
Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков, комментируя ситуацию, констатировал: в республике действительно есть уязвимые группы населения, находящиеся на грани отчаяния. Есть они и в развитых странах, но с ними адресно работают профессионалы.
«Что делаем мы? Сначала принимаем популистские решения, при активном подмахивании экспертов. У экономики есть свои законы, основанные на стимулах и поведении людей – это все мы игнорируем. В результате мы получаем ситуацию, когда цены везде растут, а доходы некоторых людей – нет. Конечно, они идут за кредитами, чтобы перекрыть новые расходы из-за инфляции. Интереснее всего, что кредиты набирают не только бедные, но и средний класс, и вполне состоятельные люди», - говорит экономист.
Дальше у экспертов начинается проблема, которая в экономической науке называется «ментальные корзины».
«Мы думаем, что проблема только с одним видов расходов, тогда как проблема – низкие доходы в целом. Проблема не с закредитованностью, а в том, что этот человек не может зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя и иждивенцев. Заберите у него возможность взять кредит – и тогда он точно пойдет на преступление», - подчеркивает Жаиков.
Вопрос не к экономике
Кроме того, по мнению экономиста, все данные о закредитованности казахстанцев – преувеличение.
«Просроченные кредиты – 1,5 трлн тенге, а денежные доходы всего населения – 40 трлн тенге в год. 3,5-4% это много? 1,4 млн человек имели просроченные кредиты, а всего взрослых у нас 13 млн человек. 1 из 10 человек – это много?», - спрашивает эксперт.
Также он предлагает перестать путать вооруженный захват с бунтом.
«Вооруженные захваты есть во всех странах, в том числе развитых, и зачастую это либо психологическое, либо политическое явление. Это вопрос к справедливости в обществе, его эмоциональному фону и системе безопасности. Это не к экономике», - акцентирует руководитель НКО «Desht».
Обязать банки снизить проценты по кредитам нельзя, потому что банк – это посредник, это не его деньги, продолжает он.
«Это наши с вами деньги – наши депозиты, наши зарплаты на карточках. Это во-первых. Во-вторых, в проценты всегда вкладываются риски того, что часть заемщиков не вернет. Представьте, вас незнакомый человек попросит дать ему денег взаймы, в тенге, под 3,8% в месяц. Или даже под 2,5%, как хотят некоторые эксперты и государство. Вы дадите? Если нет, то почему вы хотите, чтобы это за вас сделал банк, с вашими деньгами?», - задается вопросом экономист.
И если отдельные эксперты и граждане будут продолжать настаивать на ужесточении условий для банков, то, как предполагает Куаныш Жаиков, ситуация может сильно осложниться.
«В какой-то момент мы откатимся туда, откуда вышли лет 15 назад – тогда был теневой кредитный рынок. Давали в долг в долларах, под 10% в месяц или 300% в год. Того, кто не возвращал кредит, искал криминал», - рассказывает эксперт.
Поэтому Куаныш Жаиков настаивает: государство должно решать проблему бедности. И особенно – работать с самыми уязвимыми слоями общества. Причем очень важно правильно определить кому и какая помощь нужна. Ведь, к примеру, человек, зарабатывающий 200 тысяч, может быть как вполне финансово-успешным одиночкой, живущим в собственной квартире, так и единственным кормильцем многодетной семьи в съемной времянке.
Напомним, 18 июня вооруженный мужчина захватил одно из отделений Kaspi банка в Астане. Правоохранительные органы его оперативно обезвредили, во время спецоперации никто не пострадал. Однако нападавшему грозит до 12 лет тюрьмы. Кроме того, «Голос народа» уже писал о том, что в Казахстане растет закредитованность населения.