Директор по государственному управлению и политике
На этой неделе Д. Трамп вновь приступает к «возвращению величия Америки». В предвыборной период он озвучивал радикальные планы, чем ввел в ступор всю мировую экономику. Важно обобщить его повестку и постараться сделать выводы для Казахстана.
Экономическая стратегия Трампа провозглашает возвращение Республиканской партии к своим корням в качестве партии промышленности, инфраструктуры и рабочих. К этому отсылает название предвыборной платформы – «America First: A return to common sense» («Сначала Америка: Возврат к здравому смыслу»).
Платформа определяет 5 направлений:
сокращение регулирования;
урезание налогов;
справедливые торговые соглашения;
надежная и достаточно дешевая энергетика;
продвижение инноваций.
Сокращение регулирования (расходов и госаппарата)
В платформе Республиканской партии заявляется о необходимости отмены регуляторных мер, которые «душат рабочие места, свободу и инновации, и приводят к повсеместному удорожанию».
Новшеством 1-администрации Трампа стало введение «регуляторного бюджета» – устранение 2-х требований при внедрении 1-го и установление потолка затрат по госорганам на их реализацию.
Новшеством 2-администрации стало создание Департамента эффективности правительства (Department of government efficiency) под со-руководством И. Маска. Было поручено «сокращение регулирования, урезание расточительных расходов и реструктуризация федеральных агентств (центральных госорганов)».
По первому направлению ожидается, что администрация Трампа вернет «регуляторный бюджет» уже с принципом устранения 10 регуляторных требований при внедрении 1-го.
По второму, в рамках «финансового здравомыслия» предстоит борьба с «массовыми растратами и мошенничеством», связанными с ежегодным госрасходами ($6,5 трлн). И. Маск заявлял о цели как минимум на $2 трлн.
В бюджете 2023 года данная сумма соответствует 30% расходов. Более 3/4 расходов приходятся на политически чувствительные статьи – соц. обеспечение (21,3%), мед. страхование (Medicare и Medicaid – 13,8% и 10,1%) и соц. выплаты (7,3%), оборону (13,2%), а также процентные выплаты по госдолгу (10,1%).
Необходимо отметить, что две последние статьи при Трампе могут только вырасти. В первый срок он существенно нарастил расходы на оборону, а сокращения выплат по госдолгу несут риск дефолта и рецессии. В этой связи уменьшение госрасходов потребует:
повышения эффективности расходов на «социалку» (в 2023 г. на мошенничество и ошибочные выплаты по программам Medicare и Medicaid пришлось порядка $100 млрд);
резкого урезания иных расходов с упразднением госфункций и сокращением штатной численности госслужащих.
Налоговая политика
Налоговые послабления являются одной из основных идей «трампономики» и направлены на увеличение располагаемого дохода для стимулирования частных инвестиций.
Среди различных идей команды Трампа наибольшая определенность связана с пролонгацией крупнейшей налоговой реформы его 1-срока. При этом озвучивалось предложение сделать постоянными сокращения ставок индивидуальных и имущественных налогов.
Другие озвученные идеи по индивидуальному налогообложению – освобождение от налогов пособий по соц. обеспечению, доходов за сверхурочную работу, введение налоговых вычетов для процентных выплат по автокредитам и т.д. Наиболее радикальная идея была о замене подоходного налога доходами от таможенных пошлин.
По корпоративному налогообложению предложения Трампа заключаются в снижении ставок универсально до 20%, и до 15% для компаний, производящих свою продукцию на территории США.
Торговая политика
Основным каналом восполнения потерь бюджета предполагается увеличение поступлений от таможенных пошлин. Самым громким обещанием является введение пошлин в размере 10–20% на весь импорт и до 60% на импорт китайской продукции.
Другие рассматриваемые меры:
введение тарифов в размере 100% на товары из стран BRICS в случае создания ими альтернативной валюты для международной торговли;
ликвидация льгот ВТО для Китая: отмена статуса Постоянных нормальных торговых отношений (PNTR) с Китаем, что фактически исключит его из преимуществ ВТО;
введение взаимных пошлин: увеличение для дискриминирующих американский импорт стран – создание уникальных графиков пошлин для разных торговых партнёров.
Политика в сфере энергетики
Одним из ключевых пунктов предвыборной программы является увеличение добычи нефти («we will drill, baby, drill») для сокращения вдвое расходов американцев на энергетику. Также ожидается разворот в сторону от климатической повестки.
По 1-направлению ожидается:
отмена ограничительных мер по добыче и экспорту традиционных энергоресурсов;
принятие мер по быстрой инициации новых проектов строительства энергетической инфраструктуры (обсуждается возможность объявления чрезвычайной ситуации в сфере энергетики);
расширение участков на федеральных территориях для добычи нефти и газа.
По 2-направлению – повторный выход США из Парижского соглашения и упразднение налогового стимулирования перехода к зеленым технологиям, включая отмену налоговых льгот для покупки электромобилей.
Продвижение инноваций
Предвыборная платформа Трампа провозглашает необходимость доминирования в 3-х восходящих индустриях – крипто, искусственном интеллекте и космосе. Это означает:
в сфере крипто технологий – оппозицию созданию цифровой валюты центрального банка, поддержку права на занятие майнингом биткойнов и свободному ведению транзакций без надзора и контроля со стороны правительства;
в сфере искусственного интеллекта – поддержку развитию инноваций на основе принципа свободы слова;
в сфере космоса – необходимость создания обрабатывающей промышленности на околоземной орбите, возвращения американцев на Луну и далее полет на Марс, а также укрепления партнерства с коммерческим сектором.
Последствия реализации инициатив Трампа
Наибольшие опасения по поводу влияния инициатив Трампа связаны со сферами торговой и энергетической политик.
Так, по оценкам экспертов, увеличение пошлин в США может привести к сокращению экспорта КНР на 8% и снижению экономического роста в стране на 2%. При этом на экономику КНР в последние годы итак давят затяжные проблемы в секторе недвижимости, рост долговой нагрузки на местном уровне, уязвимости в банковском секторе, увеличение молодежной безработицы и т.д.
По поводу энергетической политики Трампа эксперты сомневаются в возможности значительного увеличения добычи нефти, так как текущие показатели США уже находятся на рекордных уровнях. Рост добычи происходил поступательно, за исключением пандемийного года, с 5 млн баррелей в день в 2008 году до 12,9 млн баррелей в день в 2023-м. Был установлен абсолютный исторический рекорд добычи, когда (в декабре 2023) месячное производство достигало 13,3 млн баррелей в день.
Рекордные объемы добычи указывают на достижение потолка по техническим возможностям значительного увеличения мощностей в короткое время. Вызывают сомнения и возможности других стран догнать США, так как они не достигали таких рекордных производственных мощностей в день.
С учетом этого частичное достижение цели Трампа связано с возможностью некритического, но символичного (новый рекорд) увеличения производства нефти вслед за устранением регуляторных барьеров для добычи и разведки. Косвенное достижение его цели связано с последствиями для рынка нефти новой торговой политики, особенно в отношении КНР. В случае значительного воздействия повышения пошлин на глобальный спрос, по оценкам некоторых аналитиков, цены на нефть могут сократиться на $11-19.
Влияние экономической политики Трампа на Казахстан
Со вступлением в должность Д. Трампа в международной торговле утвердится период выравнивания условий со стороны США. Замороженные в последние годы (но не остановленные) торговые войны получат новый импульс.
Влияние для Казахстана будет транслироваться не только через рынок энергоресурсов, но также через изменения в географии и динамике торгово-инвестиционных потоков. Такие тенденции как reshoring, nearshoring и friendshoring установились уже давно, но с приходом Трампа они приведут к фрагментации мировой торговли по геополитическому разделению.
Для региона Центральной Азии, как отмечено в недавнем исследовании McKinsey, такой сценарий не несет перспектив увеличения роли региона в мировой торговле. Отмечается наличие определенных шансов на увеличение участия региона в глобальных цепочках производства. Однако их реализация будет зависеть от комплексных подходов к реализации инвестиционного потенциала (устойчивое привлечение внутренних и внешних инвестиций, реализация поддерживающей торговой политики, развитие инфраструктуры, человеческого капитала и институциональных условий).
В свете усложняющейся внешней конъюнктуры Казахстану следует сфокусировать экономическую политику на укреплении внутренних факторов. Это в первую очередь означает важность обеспечения макрофискальной стабильности – повестка Трампа может стать бенчмарком по оптимизации бюджетных расходов через улучшение их адресности и упразднение расточительства при реализации неестественных гос. функций (например, субсидии реальному сектору).
В этом же ключе целесообразно изучить и адаптировать подходы новой администрации США по дерегулированию экономики. Казахстанские полисимейкеры уже вдохновлялись принципом «1-In-2-Out». Рациональные шаги по дальнейшему снижению регуляторной нагрузки стали бы важным сигналом инвесторам (внутренним и внешним) об адаптивности экономического полисимейкинга в Казахстане в создании стимулирующей инвестиционной среды.
Наконец, в условиях возможной заморозки глобальной климатической повестки, Казахстану целесообразно занятие прагматичной позиции по этому вопросу.